Убрать посредника
В ЦФО взяли курс на прозрачность коммунальных платежей
Минстрой России подготовил законопроект, благодаря которому из системы платежей за услуги ЖКХ исчезнут посредники. Уже осенью он должен рассматриваться в Госдуме. Поводом стал рост долгов за коммунальные услуги. В целом по стране задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов превысила 1,3 триллиона рублей. На долю граждан приходится около половины этой суммы.
Лишнее звено
Долг регионов ЦФО превышает 50 миллиардов рублей. Так, в Орловской области задолженность бюджетных учреждений, коммерческих организаций и физлиц составляет около миллиарда.
Как сообщили в управлении ФССП по региону, большинство граждан не могут внести сразу всю сумму. Поэтому долги взыскивают по частям. Определенные суммы удерживают из зарплаты. К тем, кто платить может, но не хочет, применяют более строгие меры принудительного взыскания, такие как арест банковских счетов и имущества, ограничивают право выезда за рубеж.
...
Минстрой отмечает, что за год количество должников среди физических лиц выросло с 4 до 6 процентов. Это говорит о падении либо платежной дисциплины, либо доходов населения. Впрочем, по статистике, лишь 35 процентов граждан не платят из-за проблем с финансами. Остальные забывают вовремя внести деньги или считают, что за "коммуналку" можно и не платить.
- Рост задолженности является следствием крайне противоречивого и запутанного законодательства в этой сфере, - считает глава Национального центра общественного контроля "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. - Существует много примеров, когда управляющие компании задолжали ресурсникам и долги выплачивать не торопятся. А в некоторых случаях и вовсе банкротятся, чтобы не отдавать деньги.
Ужесточение штрафных санкций за долги и введение лицензирования ситуацию не изменили. Однако и УК порой становятся "жертвами" системы. Они компенсируют поставщикам выпадающие доходы, то есть платят за жителей-должников. Единственный источник, из которого можно взять деньги, - средства, собранные за содержание и текущий ремонт жилья. А это уже нецелевое расходование.
Впрочем, УК не так уж и безгрешны.
...
Злостным неплательщиком гражданин считается в том случае, если его долг превышает двухмесячную плату. Поставщики имеют право отключить его квартиру от ресурса. Но обязаны письменно предупредить об этом. Если предупреждение выдано, погашения долга уже недостаточно. Необходимо не позднее чем за сутки до отключения сообщить об этом в энергокомпанию.
Если должник не успеет принести в офис чек, заявку не отменят. Квартиру отключат от ресурса, и придется платить за его подключение. Услуга недешевая. Так, в Орловской области стоимость работ зависит от "удаленности домохозяйства и задействованной автотехники" и варьируется от 2320 до 8923 рублей. Бывает, что расходы на отключение-подключение превышают сумму долга.
До суда довели
...
Комментарий
Ольга Фролова, руководитель городского Центра общественного контроля над ЖКХ в Воронеже:
- Законопроект о переходе поставщиков ресурсов на прямые расчеты с потребителями был разработан несколько лет назад. Его с надеждой ждут и жители, и управляющие организации. Подозрения в том, что УК или ТСЖ как посредники "задерживают" у себя деньги населения за поставленные ресурсы, сейчас уже не очень актуальны. Как правило, платежи идут через расчетно-кассовый центр сразу на спецсчета поставщиков.
Даже прямые расчеты - более прозрачная схема. Проблем с платежами меньше. Это доказывает опыт тех поставщиков коммунальных ресурсов, которые уже выставляют квитанции непосредственно потребителям своих услуг.
Возьмем самый острый аспект - плату за воду. По ней и долги населения самые большие. До 1 июня 2017 года поставщик имел право требовать с УК, ТСЖ и кооперативов за водоотведение плату в размере объема платежей собственника. В Воронеже "Водоканал", однако, выставлял в квитанциях весь объем ресурса (холодной и горячей воды), поставленный на дом. С июня эта практика стала законной. А значит, на плечи УК и ТСЖ лягут две сверхнормативные разницы - по водоснабжению и водоотведению. Возникнут большие долги. При прямых расчетах жильцам выставляют объем не больше нормативного, а с управляющей организацией заключается договор на поставку воды в размере ОДН. Сверхнормативная разница ложится на поставщика ресурса.
Прямые расчеты будут понятнее для граждан. Собственники жилья смогут потребовать от поставщика ресурсов показать им расчет платы, если они сомневаются в правильности начисления. Сегодня этого трудно добиться. Люди обращаются сначала в УК, с которой у них заключен договор на предоставление коммунальных услуг. Но там не располагают данными о том, какой объем, скажем, воды или тепла поставщик брал в расчет и почему. Тогда граждане идут в ресурсоснабжающую организацию, где слышат тоже резонный ответ: "У нас с вами нет договора, на основании которого следовало бы предоставлять такие данные". Нет юридических отношений с собственниками жилья и у расчетно-кассового центра, который производит начисления.
Так вот, имея на руках прямой договор с тем же "Водоканалом" на индивидуальное потребление, человек сможет получить полный расклад и добиться, чтобы ему определяли плату по показаниям счетчика или по нормативу, а не по мифическому "среднему потреблению", которое у нас до сих пор встречается в квитанциях. УК и ТСЖ будут выставлять платежки только на ОДН. Не думаю, что для жильцов это создаст дополнительные сложности.
Что касается доводов о том, что при прямых расчетах собственники жилья "останутся один на один с поставщиками" и будут вынуждены отстаивать свои интересы сами... Разве сегодня ситуация иная? ТСЖ еще может, в принципе, защитить права членов. Но для УК такой альтруизм, мягко говоря, сомнителен. Это коммерческая организация, чья задача - извлекать прибыль.