11. РЕМОНТ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
11. РЕМОНТ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
11.1. К зданиям и сооружениям, фасады которых определяют архитектурный облик городской застройки и подпадают под действие законов города Москвы от 01.07.1996 г. № 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории г.Москвы", а также от 24.01.1996 г. № 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города", относятся все, расположенные на территории города Москвы (эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые или капитально ремонтируемые):
- здания административного и общественно-культурного назначения;
- жилые здания;
- здания и сооружения производственного назначения;
- постройки облегченного типа (торговые павильоны, гаражи и прочие аналогичные объекты);
- ограды и другие стационарные архитектурные формы, размещенные на прилегающих к зданиям земельных участках.
11.2. Ответственность за содержание фасадов несут:
- собственники и юридические лица, имеющие здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- арендаторы зданий, помещений и сооружений (если это оговорено в договоре аренды).
11.3. В случае, если в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц находятся отдельные нежилые помещения в нежилых или жилых зданиях, то такие лица несут обязательства по долевому участию в ремонте фасадов названных зданий пропорционально занимаемым площадям.
11.4. Реставрация и ремонт фасадов зданий и сооружений, являющихся памятниками архитектуры, истории или культуры, проводятся в соответствии с охранными обязательствами по согласованию с органами государственного контроля за охраной и использованием памятников архитектуры, истории и культуры.
При этом Главным управлением охраны памятников г.Москвы выдается планово-реставрационное задание и согласовывается паспорт на колористическое решение.
11.5. Собственники (владельцы), арендаторы зданий обязаны систематически, по мере необходимости, очищать, промывать или красить фасады, учитывая материал и характер отделки, а также состояние поверхностей стен зданий (степень загрязнения и выцветания колера, наличие высолов, разрушение отделочного покрытия).
11.6. Запрещается:
- изменять архитектуру здания (упразднением, заменой и устройством новых архитектурных деталей, пробивкой или заделкой проемов, изменением формы окон и рисунка переплетов) без разрешения Управления комплексного благоустройства ГлавАПУ Москомархитектуры и Главного управления охраны памятников г.Москвы;
- устанавливать на фасадах, а также на крышах рекламные конструкции, плакаты и другое оформление без специального разрешения, оформленного в установленном порядке;
- применять номерные, указательные и домовые знаки с отклонением от утвержденных образцов;
- производить окраску фасадов зданий, облицованных естественным или искусственным камнем, оштукатуренных декоративной цветной терразитовой и камневидной штукатуркой, а также без предварительного восстановления архитектурных деталей.
11.7. Работы по ремонту, отделке и окраске фасадов зданий, включая новое строительство, реконструкцию и реставрацию, разрешается проводить только при наличии Паспорта на колористическое решение, материалы и технологию проведения работ, разработанного Москомархитектурой по установленной форме и утвержденного Главным художником города Москвы (колористическое решение) с учетом предложений (по согласованию) с ГУП Центр "Энлаком" (материалы и технология производства работ).
11.8. От обязательств по реставрации и ремонту фасадов зданий (строений) освобождаются собственники и владельцы зданий (строений, помещений), на реконструкцию и реставрацию которых заключены инвестиционные контракты с городской администрацией и на которых фактически проводятся строительные или реставрационные работы с соблюдением сроков, установленных в инвестиционных контрактах.
11.9. От проведения ремонта фасадов зданий (строений, помещений) за счет собственных или привлеченных средств могут быть освобождены по решению городской администрации учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной поддержки, а также благотворительные общественные и религиозные организации.
11.10. Устранение мелких конструктивных дефектов в состоянии фасадов зданий, сооружений выполняется при текущем ремонте, который осуществляется при соответствующих погодных условиях в срок не более одного месяца.
Если обнаруженные дефекты и неисправности не могут быть устранены текущим ремонтом, фасады должны быть включены в план капитального ремонта.
Текущим ремонтом выполняются работы, если объем необходимого ремонта элемента фасада меньше 15% общего размера данного конструктивного элемента.
11.11. При обнаружении аварийного состояния балконов, эркеров, лоджий, козырьков, других конструктивных элементов фасадов пользование указанными элементами запрещается.
Для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасадов должны немедленно выполняться охранно-предупредительные мероприятия (установка ограждений, сеток, демонтаж разрушающейся части элемента и т.д.).
Ремонт при аварийном состоянии фасадов должен выполняться незамедлительно по выявлении этого состояния.
Заключение об аварийном состояний фасада здания выдается, а ремонтные работы осуществляются только специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии.
11.12. Межремонтный срок для фасадов здании составляет 10 лет, а для зданий, расположенных в центре города или на основных магистралях - 5 лет.
В случае досрочности ремонта необходимость его подтверждается результатами технического обследования с указанием причины преждевременного износа конструкций фасада.
11.13. Включение в титульный список зданий, назначенных на капитальный ремонт, допускается по согласованию с Управлением комплексного благоустройства ГлавАПУ Москомархитектуры и Главным управлением охраны памятников г.Москвы только при наличии проектной документации, выполненной специализированной проектной организацией, имеющей лицензию на проектные работы по ремонту зданий, а по зданиям-памятникам архитектуры и ценной исторической застройки, имеющих лицензию на проектирование реставрации зданий.
При составлении титульных списков предусматривается выполнение предписаний органов государственного контроля и надзора за сохранностью зданий и сооружений об обязательном проведении реставрации или ремонта фасадов в установленные ими сроки.
11.14. разрешение (ордер) на проведение капитального ремонта (окраски) фасадов зданий и сооружений предусматривает наличие:
- утвержденной заказчиком проектной документации;
- колористического (колерного) паспорта;
- разрешения на осуществление градостроительной деятельности: постановление Правительства Москвы, распоряжение префекта (по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта), разрешения Главного управления охраны памятников г.Москвы (по объектам реставрации), утвержденных титульных списков (по объектам городского заказа, решение межведомственной комиссии района, утвержденное распоряжением главы Управы (для ведомственных и производственных зданий и сооружений);
- соответствующих лицензий у заказчика и подрядной организации;
- проекта производства работ.
Ордер на производство работ по капитальному ремонту и окраска фасадов зданий и сооружений оформляется в соответствии с настоящими Правилами.
11.15. Подрядная организация для ведения работ городского заказа определяется по конкурсу из числа специализированных ремонтно-строительных или строительных предприятий, имеющих лицензию на выполнение работ по ремонту фасадов.
11.16. Ремонт фасадов зданий может производиться с инвентарных трубчатых лесов, передвижных башенных лесов, подвесных люлек, вышек, что определяется проектом производства работ.
11.17. Перед окраской фасадов должны быть выполнены следующие операции: очистка поверхности, расшивка трещин, подмазка, шлифовка, шпаклевание, грунтовка, кровельные работы, ремонт и смена окрытий карнизов, фасадных поясков, а также устройство водостоков, ремонт балконов и их ограждений, эркеров, лоджий, штукатурки или облицовки цоколя, устройство или ремонт отмостки вокруг здания, ремонт вестибюлей дома.
Особое внимание уделяют удалению непрочных слоев старых красок. После снятия старых красок поверхность фасадов очищают пневмоустановками, промывают водой и щетками.
Завершение перечисленных работ и готовность фасада к окрасочным работам подтверждается комиссией в составе представителей: владельца здания (балансодержателя), заказчика, подрядной организации, автора проекта, Управления комплексного благоустройства ГлавАПУ Москомархитектуры, Главного управления охраны памятников г.Москвы с оформлением соответствующего акта.
11.18. Приемка законченных работ по ремонту фасадов производится комиссией в составе представителей: владельца (балансодержателя) здания, заказчика, подрядной организации, УКБ ГлавАПУ Москомархитектуры, Главного управления охраны памятников г.Москвы, проектной организации.
Завершение работ подтверждается актом, подписанным членами комиссии. Акт утверждается заместителем префекта административного округа.
Подрядное строительное или ремонтно-строительное предприятие несет гарантийную ответственность за качество выполненных работ в течение 2-х лет после завершения окрасочных работ.
12. ПРОИЗВОДСТВО АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
12.1. Производство аварийно-восстановительных работ (в том числе разрытия) на инженерных коммуникациях и сооружениях с целью устранения аварий, происшедших при их эксплуатации или проведении строительных работ, разрешается производить на основании аварийных телефонограмм, передаваемых в окружные административно-технические инспекции по территориальной принадлежности объекта.
О происшедшей аварии уведомляются также префектура административного округа и управа района, эксплуатационные организации, имеющие в районе аварии подземные коммуникации, а при аварии на проезжей части - ГИБДД и ГПУД (при наличии маршрутов общественного транспорта).
Если авария произошла на основных улицах, магистралях и площадях или на подземных сооружениях общегородского значения, телефонограмма, передается также оперативным дежурным в Правительство Москвы и Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства или Управление топливно-энергетического хозяйства (по принадлежности) . Оперативное руководство аварийно-восстановительными работами в этом случае осуществляется специально созданным штабом и организацией, на балансе которой находится поврежденное сооружение.
12.2. Ликвидация аварий на инженерных сетях и сооружениях может проводиться только организациями, имеющими лицензию на эксплуатацию соответствующих инженерных систем (инфраструктур).
12.3. При получении сигнала об аварии эксплуатационная организация немедленно высылает на место аварийную бригаду, которая под руководством ответственного лица, имеющего при себе служебное удостоверение и заявку на устранение аварии (копию телефонограммы), приступает к ликвидации аварии и устранению ее последствий. При этом должны обеспечиваться безопасность людей и движения транспорта, а также сохранность расположенных рядом подземных и наземных сооружений.
12.4. При повреждении газопровода ответственный за производство работ должен немедленно вызвать по телефону "04" аварийную службу ГУП "Мосгаз" и до ее приезда организовать охрану и ограждение места повреждения, не допускать к нему посторонних лиц и появление источников открытого огня.
12.5. Организации, имеющие в зоне аварии подземные коммуникации, при получении телефонограммы, обязаны немедленно выслать на место аварии представителя с исполнительными чертежами для уточнения расположения подведомственных коммуникаций (сооружений) на местности и согласования способа работ.
Порядок производства аварийных работ на проезжей части должен согласовываться также с ГИБДД и ГПУД.
Если работы по ликвидации аварии требуют полного или частичного закрытия проезда, органы ГИБДД совместно с ГПУД принимают оперативное решение о временном закрытии проезда, маршруте объезда транспорта и установлении совместно с заинтересованными эксплуатационными организациями кратчайшего срока ликвидации повреждения.
12.6. Ответственное лицо, руководящее работами по ликвидации аварии общегородского значения, в случае необходимости, вправе потребовать от должностных лиц организаций и предприятий, вне зависимости от их принадлежности и форм собственности, помощи для обеспечения безопасности жизни людей, движения транспорта, сохранности зданий, сооружений и других ценностей.
Должностные лица, к которым сделано обращение, обязаны оказать помощь техническим персоналом, материалами, механизмами, транспортными средствами и другими ресурсами в пределах своих возможностей.
Вопросы компенсации затрат при оказании помощи должны решаться после ликвидации аварии в установленном законодательством порядке.
12.7. Организации, складирующие материалы, оборудование или другие ценности вблизи места аварии, обязаны по первому требованию руководителя аварийных работ немедленно освободить участок.
12.8. Аварии, независимо от типа коммуникации (сооружения), должны устраняться в срок до 5 суток, а восстановление благоустройства в местах аварийных разрытий выполняться в течение 3 дней после завершения работ по устранению аварии. В случае невозможности ликвидировать аварию и восстановить благоустройство в указанный срок необходимо оформить ордер на проведение аварийно-восстановительных работ.
Организация, выполняющая работы, несет ответственность за несвоевременное устранение аварии и восстановление благоустройства.
12.9. Место производства аварийных работ ограждается щитами или заставками установленного образца.
На проезжей части улиц (магистралей), кроме ограждения, устанавливаются красные габаритные фонари, дорожные знаки, указатели проезда транспорта, прохода пешеходов и т.д.
Места работ в зонах движения пешеходов при отсутствии наружного освещения оборудуются светильниками.
Должностные лица, под чьим руководством осуществляется производство работ по ликвидации аварии, несут ответственность за наличие и состояние ограждения, работу освещения и габаритных фонарей, сохранность дорожных знаков и указателей до полного окончания работ.
12.10. После ликвидации аварии, засыпки траншеи (котлована) и уборки мусора, организация, производившая работы, передает объект по акту организации, с которой заключен договор на благоустройство, (ДЕЗ или УКХ соответствующего округа, или ГУП "Мосзелехоз"), об окончании работ и готовности территории к восстановлению дорожного основания и асфальтобетонного покрытия проезжей части, тротуаров, зеленых насаждений и проведению других благоустроительных работ, а также извещает ОАТИ (телефонограммой, телетайпом, по факсу) о передаче объекта.
12.11. Работы по восстановлению благоустройства должны выполняться специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Восстановление благоустройства осуществляется в объеме и в соответствии с первоначальным состоянием территории (до начала аварийно-восстановительных работ).
При этом работы по восстановлению покрытия проезжей части и тротуаров должны быть выполнены в течение 48 часов вне зависимости от времени года (для обеспечения безаварийного движения автотранспорта и механизированной уборки).
12.12. При проведении работ в зимний период (с 15 октября по 15 апреля), невозможности восстановления малых архитектурных форм, зеленых насаждений и необходимости переделки асфальтового покрытия организация, которая должна выполнять указанные работы, открывает в ОАТИ ордер на выполнение благоустроительных работ в срок до 1 мая после окончания зимнего периода.
12.13. Объект проведения аварийно-восстановительных работ снимается с контроля после проверки фактического выполнения благоустроительных и дорожно-ремонтных работ и их качества, о чем составляется акт с участием представителей организации, производившей работы, балансодержателя территории, ОАТИ, а также ГИБДД (если работы производились на проезжей части) и ГПУД.
12.14. Производство плановых работ под видом аварийных (по телефонограмме) категорически запрещается. Организации, виновные в таких действиях, несут ответственность в установленном порядке.
13. ПРИЕМКА И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ
13.1. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляются в соответствии с Московскими городскими строительными нормами МГСН 8.01-00 "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденными постановлением Правительства Москвы от 11.07.2000 г. № 530.
13.2. Указанные нормы не распространяются на объекты федеральной собственности, железные дороги, метрополитены, объекты военного и специального назначения.
13.3. Объекты, для которых существуют ведомственные нормативные документы по приемке, согласованные с Госстроем России, принимаются в эксплуатацию по правилам, предусмотренным этими документами.
13.4. Временные некапитальные сооружения, возведенные юридическими и физическими лицами, принимаются по правилам, установленным распоряжениями Мэра Москвы от 30.03.1998 г. № 299-РМ и от 10.05.2000 г. № 495-РМ.
13.5. Законченный строительством объект предъявляется подрядчиком к приемке заказчику в составе и в объеме предусмотренным утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда.
13.6. Принятый от подрядчика законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект; предъявляется заказчиком к приемке в эксплуатацию инвестору.
Оценка соответствия законченного строительством объекта проекту и требованиям нормативных документов может осуществляться посредством приемочной комиссии или без нее по решению инвестора.
13.7. Законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие (использование по назначению) до окончания строительства объекта в целом, вводятся при полной готовности в эксплуатацию заказчиком с участием органов государственного надзора и соответствующих территориальных эксплуатационных служб.
13.8. Предъявляемый к приемке в эксплуатацию объект должен соответствовать законодательству Российской Федерации, утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических и других норм.
Все изменения к проекту должны быть оформлены в установленном порядке заказчиком и проектной организацией до момента предъявления объекта к приемке.
13.9. На объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время (с ноября по апрель), по решению приемочной комиссии допускается переносить сроки выполнения работ по устройству верхнего слоя мягкой кровли на весенне-летний период, а по озеленению, устройству верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установке малых архитектурных форм, а также по отделке и расколеровке элементов фасадов зданий - на ближайший весенне-летне-осенний период, но не позднее октября месяца.
Сдача этих работ осуществляется подрядчиком заказчику с участием эксплуатирующей организации по акту с полным восстановлением благоустройства и озеленением прилегающих к объекту территорий.
При приемке объекта без комиссии данное решение принимает орган исполнительной власти.
Выполнение перенесенных работ осуществляется по ордеру Объединения административно-технических инспекций. При этом продление разрешения Госархстройнадзора не требуется.
За органами государственного надзора сохраняются права и обязанности по реализации надзорных функций за производством работ, перенесенных на весенне-летне-осенний период.
13.10. Приведение в порядок прилегающих к благоустраиваемой зоне площадок, пешеходных дорожек, внутриквартальных дорог, малых архитектурных форм и т.д., нарушенных подрядчиком за период строительства, входит в безвозмездную обязанность подрядчика.
13.11. Жилые здания секционного типа, при количестве секций 4 и более, могут приниматься в эксплуатацию посекционно при условии окончания монтажа и подключения отопления смежной секции не позднее, чем через 2 месяца с момента утверждения акта приемочной комиссии по принятой секции.
Не допускается посекционный ввод в эксплуатацию общежитий и специализированных квартирных жилых домов для престарелых и семей с инвалидами.
13.12. Жилые дома городского заказа, в которых квартиры и встроенно-пристроенные помещения реализуются на коммерческой основе, принимаются в эксплуатацию в соответствии с условиями договоров подряда (контрактов).
13.13. Договором подряда (контрактом) должны быть учтены условия инвестора по степени готовности квартир и помещений, предназначенных для коммерческой реализации, доводимых до полной готовности будущими владельцами (собственниками) в соответствии с утвержденным перечнем работ.
Условия данного пункта не распространяются на объекты муниципального, переселенческого (по программе комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки и ветхого жилищного фонда) жилья и муниципальной доли квартир в домах смешанного назначения, которые должны вводиться в эксплуатацию с полной готовностью под заселение.
13.14. На основании заявления инвестора, акта приемочной комиссии или двухстороннего акта (заказчик-инвестор) и итогового заключения Инспекций государственного архитектурно-строительного надзора (если приемочная комиссия не назначалась) орган исполнительной власти принимает правовой акт на эксплуатацию объекта.
Правовой акт на эксплуатацию объектов государственного и городского заказа принимается только на основании акта приемочной комиссии.
13.15. До принятия правового акта на эксплуатацию законченных строительством объектов запрещается их использование по назначению, в том числе заселение жилых домов, секций и помещений, использование общественных зданий и сооружений, выпуск продукции, оказание услуг на объектах производственного назначения в объемах или продолжительностью более, чем необходимо на период пробной эксплуатации для проверки пригодности объекта для использования по назначению.
13.16. Для помещений неполной готовности (п.13.13) полученный правовой акт на эксплуатацию объекта является разрешением на проведение работ по доведению этих помещений до полной готовности их владельцами (собственниками) в соответствии с техническими условиями, выданными инвестором.
13.17. В обязательный состав приемочной комиссии включаются представители инвестора, заказчика, органов исполнительной власти, подрядчиков, проектировщиков, эксплуатирующей организации, Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Госархстройнадзора, специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и других органов государственного надзора и контроля, которым подконтролен объект. Председателем приемочной комиссии назначается представитель органа, назначившего комиссию.
Инвестор вправе включить в состав приемочной комиссии представителей других заинтересованных организаций с правом совещательного голоса.
Акт о приемке объекта в эксплуатацию должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в пределах своей компетенции. Акт приемки утверждается органом, назначившим приемочную комиссию.
Приемочная комиссия слагает свои полномочия после утверждения акта приемочной комиссии либо в установленный срок окончания работы комиссии, если приемка объекта не состоялась.
13.18. Обязанности и взаимная ответственность субъектов инвестиционно-строительной деятельности (инвестора, заказчика, исполнителей работ, в т.ч. проектировщиков и подрядчиков), а также эксплуатирующей организации (пользователя) объекта по его проектированию, строительству, а также приемке и вводу в эксплуатацию с учетом гарантий качества, определяются действующим законодательством и соответствующими договорами между ними.
13.19. Органы государственного надзора и контроля в соответствии с предоставленными им правами осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства, строительных, экологических, санитарных, пожарных, промышленных и других правил и норм, а также требований охраны труда при проектировании, строительстве и вводе объектов в эксплуатацию.
Участие государственных органов в работе по приемке и вводу объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе. Не допускается обуславливать это участие проведением каких-либо хозяйственно-договорных работ.
Участие органов государственного надзора и контроля всех уровней в приемке и вводе объектов в эксплуатацию определяется компетенцией, установленной в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами соответствующих органов государственной власти.
13.20. Расходы по организации приемки объектов в эксплуатацию несет инвестор, если иное не установлено договорами (контрактами) между участниками инвестиционной деятельности.
13.21. Датой ввода в действие объекта является дата утверждения акта приемочной комиссии.
13.22. При приемке в эксплуатацию объекта без приемочной комиссии датой ввода в действие объекта является дата принятия правового акта на эксплуатацию.
13.23. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищного назначения городского заказа предусматривается особым порядком приемки в эксплуатацию, установленным Правительством Москвы в соответствии с Московскими городскими строительными нормами МГСН 8.01-00.
14. ОФОРМЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
14.1. В состав исполнительной документации, представляемой в ОАТИ при закрытии ордера (кроме аварийных работ), входят:
14.1.1. Топографический план в масштабе 1:500 (1:2000) с привязками точек изломов инженерных коммуникаций.
14.1.2. Продольный профиль по оси проложенных сетей.
14.1.3. Акт проверки посадки здания или сооружения (включая объекты стационарных ограждений, дорожно-мостовых сооружений и объекты некапитального характера площадью более 20 кв.м).
14.1.4. Акты о вводе в эксплуатацию или о консервации объекта и т.д.
Примечания: 1. Топографический план и продольный профиль в составе исполнительной документации именуются в дальнейшем как исполнительные чертежи.
2. Исполнительные чертежи составляются на вновь построенные подземные коммуникации, включая:
- газовые врезки;
- вынос газопроводов на стены зданий;
- светофорные объекты;
- капитальный ремонт и реконструкцию инженерных коммуникаций;
- закладку и докладку резервных трубок под дорогами;
- расширение дорог на протяжении от 200 м и более.
Исполнительные чертежи должны иметь штамп Мосгоргеотреста об их приемке в Геофонд города. В случаях, когда исполнительные чертежи на момент закрытия ордера находятся на обработке и проверке в Мосгоргеотресте, предъявляется справка о возможности закрытия ордера.
3. В качестве топографического плана может использоваться топооснова, изготовленная на стадии проектирования.
14.2. Выполнение исполнительной и контрольной геодезической съемок, составление и оформление исполнительных чертежей на построенные инженерные коммуникации, здания и сооружения производятся в соответствии с Требованиями, предъявляемыми к исполнительным съемкам, составлению, приемке и хранению исполнительных чертежей на подземные инженерные сети Москвы и лесопаркового защитного пояса, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 19.01.1993 г. № 33.
14.3. Контрольную геодезическую съемку строящихся подземных сооружений и контроль посадки зданий выполняет Мосгоргеотрест по договору с заказчиком.
14.4. При подготовке исполнительной документации должны дополнительно учитываться требования Мосгоргеотреста и технических условий эксплуатационных организаций.
14.5. Исполнительные чертежи (план и профиль) изготавливаются строительными Организациями в 6-ти экземплярах. Один экземпляр (оригинал) до оформления акта на сдачу подземных сооружений в эксплуатацию, но не позднее 20-ти дней после окончания строительства, сдается Мосгоргеотресту в Геофонд города. По одному экземпляру передается заказчику и ОАТИ, два - эксплуатационной организации. Один экземпляр остается в организации, проводившей работы.
Примечания: 1. При пересечении подземными коммуникациями сооружений метрополитена по одному экземпляру исполнительных чертежей передается организациям метрополитена - электромеханической службе и службе тоннельных сооружений.
2. При пересечении железнодорожных путей подземными или наземными инженерными коммуникациями один экземпляр исполнительных чертежей передается в дистанцию пути железной дороги.
14.6. Исполнительные чертежи на подземные коммуникации оформляются в соответствии с Эталонами исполнительных чертежей подземных инженерных сетей, прокладываемых или переустраиваемых на территории г. Москвы и лесопаркового защитного пояса.
14.7. Исполнительные чертежи подписываются представителями строительной организациями, заказчика, эксплуатационной организации и геодезистом. В них указывается наименование проектной организации, номер проекта и дата его разработки, номер и дата согласования проекта ОПС, номер и дата разрешения на производство работ, выданного ОАТИ, даты начала и окончания работ.
14.8. В исполнительных чертежах отражаются все работы, выполненные по прокладке новых и ликвидации выключенных из работы подземных сооружений.
При ликвидации подземных сетей и сооружений на исполнительных чертежах показываются как оставленные в грунте, так и изъятые сети и сооружения.
14.9. Если прокладка подземных сооружений выполнена с отклонениями от проекта, то на исполнительных чертежах должно быть указано, кем и когда эти отступления разрешены и согласованы.
14.10. Ответственность за правильность составления и своевременное представление исполнительных чертежей несут руководители строительных организаций и должностные лица, ответственные за производство работ.
14.11. Владельцы подземных коммуникаций и сооружений, независимо от форм собственности, должны:
14.11.1. Иметь исполнительные чертежи принадлежащих им коммуникаций и сооружений.
14.11.2. Систематически осуществлять инвентаризацию исполнительной документации.
14.12. Все организации и предприятия - владельцы подземных сооружений - обязаны информировать (с оформлением двустороннего акта) предприятия по эксплуатации и ремонту газового хозяйства ГУП "Мосгаз" или другие организации, осуществляющие контроль загазованности подземных сооружений, о вновь построенных или ликвидированных подземных сетях и сооружениях (колодцы, подземные пешеходные переходы, коллекторы, емкости и т.д.) и совместно с ними, не реже одного раза в три года, производить уточнение их габаритов и планово-высотного положения.
15. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРАВИЛ
15.1. Осуществление контроля за выполнением требований настоящих Правил является составной частью системы управления качеством строительного производства.
Контроль осуществляется на всех этапах инвестиционно-строительного цикла по различным направлениям: разработка исходно-разрешительной и проектной документации; проведение изысканий; изготовление (производство) и поставка строительных материалов, изделий и конструкций; выполнение производственных и технологических процессов; использование машин, механизмов и технологического оборудования; подготовка и управление кадрами; культура строительного производства.
15.2. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют: проектные организации и архитектурные мастерские в порядке авторского надзора; организации заказчиков в порядке технического надзора, подрядные организации в порядке производственного контроля; органы государственного надзора в соответствии с их полномочиями и утвержденными Регламентами взаимодействия.
15.3. Действующие системы управления качеством на предприятиях и в организациях должны соответствовать требованиям стандартов ИСО серии 9000, отражать специфику производства и обеспечивать необходимый уровень качества строительного производства.
15.4. Руководители организаций и предприятий обязаны:
- организовать работу по созданию, внедрению и непрерывному совершенствованию систем управления качеством;
- обеспечить проведение регулярного диагностического аудита действующих систем управления качеством на предприятиях и в организациях на предмет их соответствия требованиям стандартов ИСО серий 9000;
- организовать непрерывное обучение (повышение квалификации) руководителей подразделений, персонала и других специалистов по системам управления качеством;
- разработать принципы и обеспечить выполнение комплекса задач в области управления качеством строительного производства;
- назначить ответственных сотрудников по каждому виду деятельности и определить круг их полномочий;
- определить перечень рабочих процедур по координации различных видов деятельности в области управления качеством, а также мер корректирующего воздействия.
15.5. Заказчик в области надзора за производством работ:
15.5.1. Осуществляет контроль и технический надзор за строительством объектов (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с проектной документацией и условиями договора.
15.5.2. При осуществлении технического надзора выполняет:
- контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения стоимости строительства. В случае появления после момента передачи подрядчику проектной-сметной документации новых нормативных положений обращается в соответствующий орган городского надзора с предложениями о предъявлении или непредъявлении новых нормативных требований к находящемуся в строительстве объекту;
- проверку документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
- контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
- освидетельствование и оценку совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
- с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций - промежуточную приемку ответственных конструкций зданий и сооружений (опор и пролетных строений мостов, емкостей, сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т. п.);
- контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации;
- контроль исполнения подрядными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов городского архитектурно-строительного надзора, относящихся к качеству выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования;
- предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций основных зданий и сооружений, контрольные геодезические съемки и по их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральном плане.
15.5.3. Содействует обеспечению своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов.
15.5.4. Участвует:
- в проверках, проводимых органами городского надзора, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;
- в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;
- в организации освидетельствования объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;
- в проверках, проводимых органами городского надзора, извещении органов городского архитектурно-строительного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.
15.5.5. Согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией технологических кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением. Принимает от подрядчика выполненные работы, конструкции и инженерные системы, если иное не предусмотрено договором между участниками строительства.
15.6. Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы (ИГАСН):
- выдает разрешения застройщикам на производство подготовительных и основных строительно-монтажных работ;
- осуществляет надзор за качеством строительного производства на объектах жилищно-гражданского и производственного назначения в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также контролирует качество производства строительных материалов, изделий и конструкций.
Инспекция Госархстройнадзора руководствуется Законом Российской Федерации от 17.12.1992 г. № 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Положением об инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы, утвержденным распоряжением Мэра от 03.02.1998 г. № 100-РМ, другими нормативными документами.
15.7. Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза):
- проводит комплексную государственную экспертизу проектной документации на новое строительство, реконструкцию и реставрацию, перепрофилирование и капитальный ремонт объектов в г.Москве;
- осуществляет контроль за соответствием принимаемых проектных решений проводимой Правительством Москвы градостроительной и инвестиционной политики, рациональным использованием городской территории;
- в случае выявления неоднократных нарушений организациями и предприятиями требований действующих нормативных документов, низкое качество проектирования, а также при выявлении фактов невыполнения замечаний Мосгосэкспертизы по доработке проектной документации, носящих обязательный характер, направляет в Мосстройлицензию представления о временном приостановлении действия или аннулировании лицензий на право выполнения проектных работ.
В своей работе руководствуется Положением "О Московской государственной вневедомственной экспертизе", утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 10.07.2000 г. № 725-РМ, другими нормативными правовыми документами Российской Федерации и г. Москвы.
15.8. Московский земельный комитет (Москомзем):
- оформляет договоры аренды земельных участков для строительства и размещения объектов;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением землепользователями земельного законодательства и в случае выявления нарушений принимает меры, исключающие:
- самовольное занятие земельных участков;
- нарушения сроков возврата земель, временно занимаемых на период строительства и реконструкции объектов;
- проектирование и строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- использование земель не по целевому назначению.
В своей деятельности руководствуется распоряжением Мэра Москвы и Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 07.10.1996 г. № 371/1-РМ-1-30/1967 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Московском земельном комитете и усилению мер по государственному контролю за использованием и охраной земель в г.Москве" и другими нормативно-правовыми документами.
15.9. Государственное учреждение "Мосстройлицензия":
- выдает лицензии на осуществление строительной деятельности на территории г.Москвы с учетом замечаний контролирующих органов по работе подрядных организаций;
- осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами условий лицензирования;
- в случае нарушения лицензиатами условий действия лицензий, невыполнения предписаний или распоряжений контрольных органов, выявления низкого качества проектирования и строительства объектов, нарушения установленного порядка производства работ приостанавливает действие лицензии или принимает меры к ее аннулированию в установленном Законом порядке.
В своей деятельности руководствуется распоряжением Мэра Москвы от 06.06.1997 г. № 455-РМ "О создании государственного учреждения "Мосстройлицензия", "Правилами лицензирования строительной деятельности в городе Москве", утвержденными распоряжением Премьера Правительства Москвы от 31.12.1997 г. № 1467-РП, другими нормативно-правовыми документами.
15.10. Главное управление охраны памятников г.Москвы (ГУОП г.Москвы):
- осуществляет государственный контроль за охраной, использованием и содержанием памятников истории и культуры в г.Москве в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1979 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и в случае выявления нарушений принимает меры к их пресечению в соответствии с Законом города Москвы от 11.01.1995 г. № 1-4 "Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г.Москвы";
- согласовывает проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных в зоне регулирования застройки (в границах Камер-Коллежского вала), а для работы на памятниках истории и культуры и в их охранной зоне - утверждает ее.
Согласовывает проведение земляных работ в зонах памятников археологии (Центр археологических исследований ГУОП г.Москвы).
15.11. Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода):
- осуществляет государственный контроль за выполнением требований природоохранного законодательства при размещении, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов на территории г.Москвы в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.1991 г. "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации от 23.11.1995 г. "Об экологической экспертизе" и Законом города Москвы от 05.05.1999 г. № 17 "О защите зеленых насаждений". В случае выявления нарушений принимает меры к их пресечению;
- выдает разрешения на вырубку и пересадку зеленых насаждений, попадающих в зону строительства.
15.12. Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве:
- осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический контроль и рассматривает заключения по выбору земельных участков под строительство всех видов объектов;
- дает заключения по проектной документации на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов с учетом действующих законодательных документов;
- рассматривает и выдает заключения на установку временных сооружений, объектов мелкорозничной торговли, сооружений из легких сборно-разборных конструкций;
- согласовывает стройгенпланы на подготовительный и основной периоды строительства;
- осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор объектов строительства с целью предупреждения возможного неблагоприятного влияния производства земляных и строительных работ на проживание жителей города и санитарно-гигиенические условия труда строителей.
В своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и "Положением о центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве", утвержденным первым заместителем Министра Здравоохранения Российской Федерации 03.04.1997 г., другими нормативными правовыми документами.
15.13. Управление государственной противопожарной службы ГУВД г.Москвы:
- осуществляет надзор за соблюдением правил пожарной безопасности при производстве строительных работ;
- до начала основных строительно-монтажных работ рассматривает в полном объеме исходно-разрешительную и проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, дает заключения о соответствии документации действующим строительным нормам и правилам, а при необходимости согласовывает в установленном порядке обоснованные отступления от требований СНиП;
- при выявлении нарушений правил пожарной безопасности при производстве работ принимает меры в пределах своей компетенции и информирует инспекцию Госархстройнадзора, ОАТИ, Мосгосэкспертизу, Мосстройлицензию для принятия мер в пределах предоставленных полномочий;
- в случае выявления грубейших нарушений правил пожарной безопасности, принимает меры к их пресечению, вплоть до остановки работ на объекте.
В своей деятельности руководствуется Законом города Москвы от 18.12.1996 г. № 34 "О пожарной безопасности", другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации и г.Москвы.
15.14. Управление ГИБДД ГУВД г.Москвы:
- согласовывает проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных в зоне движения автотранспорта, а также дорог, дорожных сооружений, гаражей, автостоянок, автозаправочных станций, станций техобслуживания и т.д.;
- согласовывает ордера на производство работ, связанные с разрытием дорожных покрытий, с изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов, с полным или частичным закрытием проезжей части и тротуаров и делает отметку о возможности его закрытия после окончания работ;
- осуществляет контроль за выполнением при производстве работ условий согласований (указанных в ордере) и требований Правил, связанных с безопасностью движения транспорта и пешеходов на проезжей части и прилегающих тротуарах;
- в случае выявления нарушений, принимает меры к их пресечению, вплоть до отзыва согласования, что является основанием для приостановления действия ордера.
15.15. Московское городское управление Федерального горного и промышленного надзора России (МГУ Госгортехнадзора России):
- выполняет специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, указанных в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в пределах предоставленных полномочий издает нормативно-распорядительные документы;
- в случае выявления нарушений принимает меры к их пресечению и привлечению к ответственности виновных. Информирует о принятых мерах контрольные и надзорные органы.
В своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
(Измененная редакция)
15.16. Государственное унитарное предприятие "Мосстройсертификация":
- в соответствии с установленными требованиями осуществляет сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций;
- проводит инспекционный контроль за сертифицированной строительной продукцией;
- в случае выявления нарушений, приостанавливает действие или аннулирует сертификаты, выданные системой "Мосстройсертификация";
- информирует о выявленных нарушениях и принятых мерах ИГАСН, Мосстройлицензию, ОАТИ и другие контрольные и надзорные органы.
В своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации от 10.06.1993 г. № 51511-1 "О сертификации продукции и услуг", другими нормативными документами.
15.17. Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы (Москомархитектура) осуществляет регулирование и координацию деятельности всех проектных организаций и служб города в практической реализации градостроительной политики и выполняет:
- вариантный подбор участков для застройки;
- разработку (корректировку) предпроектной градостроительной документации;
- предпроектную архитектурно-строительную проработку объекта;
- разработку комплекта исходно-разрешительной документации для получения права строительства (реконструкции) объекта;
- рассмотрение и согласование архитектурно-градостроительных решений проектируемых объектов;
- координацию комплексности проектирования инженерных сетей и подземных сооружений;
- контроль реализации утвержденных проектных решений;
- контроль за регулярным проведением проектными организациями авторского надзора за производством работ в соответствии с утвержденной проектной документацией.
15.18. Мосгоргеотрест Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы является государственным унитарным предприятием и имеет статус территориальной изыскательской организации, наделенной правовыми и контрольными функциями.
На трест возложено:
- выполнение комплексных инженерных изысканий, инженерно-конструкторских исследований зданий и сооружений;
- создание и поддержание фонда геологической, геодезической и картографической информации;
- сбор сведений о подземных инженерных сетях, красных линиях застройки и границах землевладений;
- согласование проектов установки, строительства и переустройства подземных сетей и коммуникаций, зданий и сооружений, дорог и мостовых переходов, ограждений и других капитальных и некапитальных строений и объектов;
- вынос в натуру проектов планировки и застройки;
- проведение геодезического контроля за соблюдением генеральных планов строительства зданий и сооружений, инженерных сетей;
- производство геодезических работ при отводе земельных участков.
15.19. Московский военизированный горноспасательный отряд (МВГСО) обеспечивает безопасность и проведение профилактических мероприятий при сооружении тоннелей, подземных проездов, переходов и других объектов подземного строительства, согласует планы ликвидации аварий (ПЛА) на объектах подземного строительства.
15.20. Авторский надзор за строительством объектов осуществляется в целях обеспечения надежности зданий и сооружений, соответствия градостроительным, архитектурно-планировочным, технологическим и другим решениям, предусмотренным в утвержденном проекте и разработанной на его основе рабочей документации, а также обеспечения экологической чистоты жизнедеятельности.
Авторский надзор осуществляется разработчиками проектной документации в соответствии с "Положением об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г.Москве".
15.21. Контроль за выполнением требований Правил в части соблюдения порядка оформления ордеров, наличия исходно-разрешительной и проектной документации при производстве работ, соблюдения сроков ведения работ, обустройства и содержания строительных площадок, выполнения требований по организации и производству работ, защите и сохранности инженерных сооружений сетей и коммуникаций выполняет Объединение административно-технических инспекций Правительства Москвы и его структурные подразделения.
По требованию сотрудников ОАТИ руководители строительных организаций, должностные лица, ответственные за производство работ и эксплуатацию сооружений обязаны предъявлять исходно-разрешительную, проектную и другую техническую документацию, имеющую отношение к проверяемым объектам.
Действия, препятствующие выполнению сотрудниками ОАТИ и других контролирующих органов возложенных на них функций влекут к ответственности в соответствии с Законом города Москвы "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города".
15.22. В ходе проверок строительных площадок сотрудниками ОАТИ устанавливается:
- наличие лицензии у юридического лица (организации) на право строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта или других видов работ;
- правомерность производства работ (наличие необходимой исходно-разрешительной, проектной и технической документации);
- соответствие принадлежности объекта и видов выполняемых работ сведениям, указанным в ордере и других технических документах;
- соблюдение сроков производства работ в соответствии с утвержденными графиками;
- соответствие расположения, строительной площадки стройгенплану и схеме производства работ;
- соответствие типа и внешнего вида ограждения строительной площадки (фасада здания, сооружения) установленным требованиям;
- выполнение требований Правил по обустройству и содержанию строительной площадки;
- исполнение предписаний, выданных ОАТИ и другими контрольными органами.
15.23. При контроле за производством дорожно-ремонтных работ проверяются также качество и комплектность проектно-сметной документации, асфальтобетонных смесей и других используемых материалов и изделий (бортового камня, дорожных эмульсий, битума, опорных плит и т.д.), соблюдение технологии работ на всех этапах (подготовительные работы, распределение и уплотнение смесей, благоустройство и т.д.), соблюдение правил производства дорожных работ.
15.24. При контроле аварийно-восстановительных работ проверяется наличие аварийной телефонограммы или ордера, лицензий на право производства работ, исполнительной документации и схемы производства работ, удостоверения на знание Правил, телефонных уведомлений или согласований ОПС, ГИБДД, ГПУД, эксплуатационных организаций и др., а также обустройство и содержание места работ, выполнение благоустройства после завершения работ.
15.25. В случае несоблюдения подрядной (эксплуатационной) организацией Правил оформляется протокол о факте нарушения, а ее руководителю выписывается предписание на устранение нарушения с указанием срока. Выполнение предписаний ОАТИ обязательно для всех юридических лиц, производящих строительные работы на территории г.Москвы, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
15.26. При выявлении фактов самовольного строительства контрольные органы принимают меры в соответствии с предоставленными полномочиями, обмениваются информацией для совместных действий по пресечению самовольного строительства, вносят предложения в органы лицензирования о прекращении действия лицензии подрядной организации и заказчика, в прокуратуру для привлечения к ответственности виновных и в Московскую городскую комиссию по пресечению самовольного строительства и освобождению незаконно занятых под строительство земельных участков, зданий, строений и площадей.
15.27. ГУП ППДЦ «Информстройсервис» осуществляет контроль за соблюдением технологических регламентов процесса обращения с отходами строительства и сноса (далее – ТР) в порядке проверки процесса практического выполнения положений ТР.
(Измененная редакция)
16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
16.1. За нарушение настоящих Правил, в зависимости от видов нарушений и их последствий, применяются меры, предусмотренные административным, гражданским, земельным и уголовным законодательством Российской Федерации, Законом города Москвы № 1 от 24.01.1996 г. "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города", иными законами города Москвы, другими нормативно-правовыми актами.
16.2. Ответственность за нарушение настоящих Правил несут как организация - производитель работ, так и заказчик этих работ, который обязан осуществлять технический надзор за их проведением.
16.3. В случаях, предусмотренных законодательством, должностные лица и граждане, виновные в нарушении настоящих Правил, могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности.
Применение указанных видов ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба.
16.4. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении настоящих Правил в части внешнего благоустройства и содержания объектов строительства, мест разрытий и прилегающих территорий, несоблюдения сроков восстановления нарушенного благоустройства территорий, а также установленного порядка получения ордеров на производство работ, привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 144 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
16.5. За повреждение при производстве земляных и строительных работ сетей и коммуникаций, а также зеленых насаждений должностные лица и граждане несут административную ответственность в соответствии со статьями 91, 952, 145 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также уголовную ответственность в соответствии со статьями 216 и 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
16.6. За нарушение настоящих Правил при ремонте дорог должностные лица несут административную ответственность в соответствии со статьей 134 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
16.7. За самовольное строительство, как вид нарушения земельного законодательства, граждане и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охранной земель при проведении земельной реформы".
16.8. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, осуществившие самовольную постройку, не приобретают на нее право собственности. Они не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
16.9. За повреждение при производстве работ имущества граждан и юридических лиц, граждане и юридические лица, виновные в причинении вреда, обязаны возмещать его в соответствии с требованиями Главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае выявления фактов нарушения Правил, связанных с гибелью людей, причинением вреда их здоровью или нанесением городскому хозяйству значительного материального ущерба материалы на руководителей и должностных лиц передаются в органы прокуратуры в установленном законодательством порядке.
16.10. За систематическое или грубое нарушение Правил органы лицензирования по представлению контролирующих организаций могут в установленном законодательством порядке приостанавливать действие лицензий на производство работ.
Примечание: Приведенные правовые основания ответственности не являются исчерпывающими, могут дополняться и изменяться в соответствии с законодательством.