ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ПРОКЛАДКИ И ПЕРЕУСТРОЙСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ
ПРАВИЛА
ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ,
ПРОКЛАДКИ И ПЕРЕУСТРОЙСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
И КОММУНИКАЦИЙ
1. Общие положения
2. Подготовка документации для производства работ
Общие требования
Прокладка, переустройство и ремонт инженерных сооружений, коммуникаций и дорог
Размещение (перемещение) грунта и отходов производства
Производство работ в стесненных условиях городской застройки
Согласование и экспертиза проектной документации
Разработка проектов производства работ (ППР)
3. Координация земляных и строительных работ
4. Оформление ордеров на производство работ
5. Общие требования по организации производства работ
6. Обустройство и содержание строительных площадок
7. Снос зданий и сооружений, ликвидация коммуникаций
8. Производство земляных работ
9. Производство работ в подземных инженерных сооружениях
Производство работ в подземных коллекторах
Производство работ в колодцах (камерах)
Выполнение работ с открытым огнем в подземных сооружениях
10. Строительство, реконструкция и ремонт дорог
11. Ремонт фасадов зданий и сооружений
12. Производство аварийно-восстановительных работ
13. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов
14. Оформление исполнительной документации
15. Контроль за выполнением требований правил
16. Ответственность за нарушение правил
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве (далее - Правила) устанавливают порядок и требования при подготовке документации для производства работ, систему координации работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов на территории г. Москвы, порядок оформления и закрытия ордеров, требования к- обустройству и содержанию мест производства работ, порядок производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документации, осуществления контроля за соблюдением норм и правил при производстве работ.
1.2. Правила разработаны на основании действующих по состоянию на 1 июня 2000 года законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, строительных норм и правил, распоряжений Мэра Москвы, постановлений Правительства Москвы, других нормативных правовых документов, определяющих требования к функционированию городского хозяйства, строительному производству и проектированию.
В случае принятия новых нормативных правовых актов по вопросам, рассматриваемым настоящими Правилами, следует руководствоваться вновь принятыми нормативными правовыми документами.
1.3. Выполнение Правил на территории города Москвы обязательно для всех должностных лиц городской администрации, контрольных и надзорных органов, эксплуатационных и строительных организаций собственников, владельцев и арендаторов, заказчиков, застройщиков и инвесторов, независимо от форм собственности и источников финансирования.
1.4. Производство работ по прокладке и переустройству (ремонту) инженерных сетей и коммуникаций (в том числе в подземных коллекторах), проведение подготовительных и земляных работ, а также работ по строительству, реконструкции или ремонту зданий, сооружений и дорог, использованию и благоустройству территорий, установке нестационарных (некапитальных) объектов, устройству стационарных или временных ограждений разрешается выполнять при наличии ордера, оформленного уполномоченным органом Правительства Москвы - Объединением административно-технических инспекций.
1.5. Без оформления ордера допускается производство следующих работ:
- текущий ремонт и окраска фасадов зданий, проведение реконструктивных работ по изменению элементов фасадов зданий (устройство тамбуров, входов, балконов, лоджий, дверных и оконных проемов, замена столярных элементов фасадов и др.), а также перепланировка помещений при условии отсутствия земляных работ, строительных лесов, временного ограждения, неиспользования территории для складирования материалов и конструкций;
- текущий ремонт дорог, элементов их обустройства и тротуаров (включая ремонт дорожного покрытия большими картами, поднятие люков колодцев (решеток), замену бортового камня (участками), устранение просадок покрытия);
- текущий ремонт и обслуживание коммуникаций в подземных коллекторах городскими эксплуатационными организациями;
- установка нестационарных (некапитальных) объектов (палаток, киосков, боксовых гаражей) площадью не более 20 кв.м, собранных из конструктивных элементов или установленных без сборки конструктивных элементов на месте и без устройства заглубленных фундаментов и подземных помещений, а также предусматривающих возможность переноса объекта без разрушения (изменения) несущих конструкций и ограждающих элементов;
- текущий ремонт газонов, зеленых насаждений, малых архитектурных форм и других элементов обустройства городской среды.
Примечание: Производство перечисленных работ на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве (приложение 1) должно производиться с учетом требований Федеральной службы охраны России.
1.6. Без предварительного оформления ордера (по аварийной телефонограмме) начинается производство аварийно-восстановительных работ на подземных сооружениях и коммуникациях, зданиях, дорогах, мостовых, гидротехнических и прочих инженерных сооружениях, промышленных объектах.
По истечении нормативного срока аварийно-восстановительных работ для их продолжения оформляется ордер в порядке, установленном настоящими Правилами.
1.7. Производство работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов, правил технической эксплуатации, охраны труда, безопасности и других нормативных документов на проектирование, строительство, приемку в эксплуатацию и эксплуатацию инженерных коммуникаций, зданий и сооружений при авторском надзоре проектной организации, техническом надзоре заказчика, а также государственном контроле надзорных органов.
1.8. Регулирование взаимоотношений граждан и заказчиков (застройщиков, инвесторов), проектных и строительных организаций при реализации градостроительных решений осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы, а также законами города Москвы "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве", "О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве", "О районной Управе в г. Москве".
1.9. Участие граждан в процессе обсуждения градостроительных планов, проектов и решений осуществляется в соответствии с законом города Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в г. Москве".
1.10. Префекты административных округов, районные Управы, заказчики разработки проектов строительства (реконструкции) организуют совместно с разработчиками градостроительных планов и проектов публикацию основных положений этих документов (адрес объекта, назначение, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших жилых домов), информирование граждан о месте и времени, когда они смогут ознакомиться с проектами и обеспечивают возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления. В случае несогласия с принятым решением граждане, проживающие в г.Москве и достигшие 18-летнего возраста, имеют право на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую.
2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Общие требования
2.1. Состав и порядок разработки исходно-разрешительной и проектной документации на объекты нового строительства и реконструкции, установку нестационарных объектов, использование и благоустройство территории, капитальный ремонт зданий, ремонт и покраску фасадов, перепланировку и переоборудование помещений, реконструктивные работы определяется Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 г. № 378-РМ, другими правовыми актами городской администрации.
2.2. По объектам федерального ведения подготовка исходно-разрешительной документации осуществляется в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне, при наличии соответствующих поручений городской администрации.
2.3. Все решения, связанные с вопросами сохранения и сноса объектов (за исключением случаев, предусмотренных Законами СССР и РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры") независимо от их ведомственной принадлежности, этажности и технического состояния, принимаются с согласия собственника Комиссией при Правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах г. Москвы или ее рабочей группой, созданной при Главном управлении охраны памятников г. Москвы.
На особо ценных в историко-градостроительном плане территориях г. Москвы, определенных постановлениями Российской Федерации, а также нормативными актами г. Москвы снос зданий (строений) осуществляется на основании постановлений (распоряжений) Правительства Москвы или распоряжений первого заместителя Премьера Правительства Москвы - руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, подготавливаемых Главным управлением охраны памятников г. Москвы по решению Комиссии при Правительстве Москвы.
В остальных случаях снос зданий (строений) осуществляется с согласия собственника на основе разрешения, выдаваемого Главным управлением охраны памятников г. Москвы по решению рабочей группы по рассмотрению вопросов сохранения зданий в исторически сложившихся районах г. Москвы.
2.4. Разработка проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов промышленного, жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, здравоохранения и спорта, инженерных коммуникаций, сооружений и дорог, других объектов осуществляется только проектными организациями и архитектурными мастерскими, имеющими лицензии на право проектирования и архитектурную деятельность.
2.5. Заказчик (застройщик) в процессе проведения изыскательских работ и проектирования в соответствии с градостроительным заключением обеспечивает выполнение необходимых топографических, инженерно-геологических, историко-культурных и археологических исследований, а также исследование состава почвы (грунтов) на физико-химическую, эпидемиологическую, экологическую и радиологическую безопасность с разработкой мероприятий по рекультивации и утилизации загрязненного грунта на согласованные места захоронения.
2.6. При необходимости рекультивации земли, предотвращения или очистки вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу разрабатываются специальные мероприятия, предусматривающие порядок снятия и хранения плодородного слоя почвы, необходимые решения по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, а также меры по предотвращению вредных выбросов с канализацией стоков в городские сети, устройством сбросных желобов и мусоросборников и т.д.
2.7. Организация производства строительно-монтажных работ в пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий проектируется в порядке, установленном специальными правилами и положениями о них.
2.8. На стадии разработки проектной документации проводится оценка отрицательных воздействий объекта на окружающую городскую инфраструктуру в период строительства с целью их предотвращения, снижения и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения.
2.9. Организационно-экологические правила строительства (реконструкции) объектов вне зависимости от их назначения и формы собственности устанавливаются проектом организации строительства (ПОС), который разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства".
2.10. Проект организации строительства разрабатывает генеральная проектная организация или по ее заказу проектная организация, выполняющая строительное проектирование.
2.11. В составе проекта организации строительства разрабатывается:
- календарный план строительства, в котором определяются сроки и очередность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений;
- строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов строительства с расположением постоянных зданий и сооружений, мест размещения временных, в том числе мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, постоянных и временных дорог, инженерных сетей, мест подключения временных инженерных коммуникаций (сетей) к действующим сетям с указанием источников обеспечения стройплощадки электроэнергией, водой, теплом, паром, а также с указанием мест размещения складских площадок, пунктов очистки (мойки) колес автотранспорта, контейнеров-накопителей для бытового и строительного мусора, бытовых помещений и с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, взрыво-пожарной и пожарной безопасности строящегося объекта;
- другие разделы в соответствии с требованиями СНиП.
2.12. При размещении строительных объектов на основных улицах и магистралях, вблизи мест массового пребывания людей, жилых и общественных зданий, учреждений образования, здравоохранения и культуры в проекте организации строительства особо прорабатываются и обосновываются вопросы режима работы в ночное время, организации движения транспорта и пешеходов, выбора механизмов и оборудования, организации бытовых и санитарных условий для рабочих, уборки и вывоза мусора, внешнего вида и содержания ограждения, другие вопросы обустройства строительных площадок с тем, чтобы максимально повысить комфортность и безопасность пребывания людей в непосредственной близости от строительной площадки и снизить негативное воздействие на городскую среду.
2.13. Оценка отрицательных воздействий на окружающую городскую инфраструктуру учитывается при разработке организационно-технологических решений в ПОС и ППР в части регламентации продолжительности строительства, соблюдения расчетных размеров и правил организации строительной площадки, нормирования шумовых характеристик применяемых строительных машин и механизмов как стационарных, так и движущихся, определения лимитов на размещение создаваемых отходов производства и потребления.
2.14. В составе проекта организации строительства разрабатываются схемы комплексной оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду и эколого-ориентированных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия строительства, в соответствии с требованиями Москомприроды и Мосгосэкспертизы (Инструкция по разработке раздела Охрана окружающей среды проектной документации для строительства в г. Москве).
2.15. На строительном генеральном плане при размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей, определяются опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
Перечень зон постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов и требования по безопасности работающих на строительстве (реконструкции) пешеходов, соседних зданий и сооружений, в которых находятся люди, установлены СНиП 12-03-99 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования".
2.16. Организация движения транспортных средств (в том числе внутрипостроечных) на строительной площадке и территории, прилегающей к ней, скорости движений автотранспорта вблизи мест производства работ, организация движения пешеходов определяются схемой движения средств транспорта в составе строительного генерального плана в .соответствии с правилами и требованиями СНиП 12-03-99 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования", СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства", которая согласовывается с владельцами зданий, органами надзора и местной администрацией.
При производстве работ на проезжей части улиц и магистралей в составе ПОС разрабатывается проект организации движения.
Проектные работы по организации дорожного движения выполняются организациями, имеющими лицензию Глазного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
2.17. Подъездные дороги проектируются с преимущественным использованием существующих автодорожных трасс и в необходимых случаях с устройством временных дорог с применением твердого дорожного покрытия с учетом характера и массы перевозимых грузов.
2.18. Расположение, функциональное назначение и технические требования к устройству ограждений строительных площадок и мест производства работ предусматриваются строительным генеральным планом.
В инвентарные ограждения включаются: защитно-охранные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию и участки с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства; сигнальные, предназначенные для предупреждения о границах территорий и участков с опасными и вредными производственными факторами.
Ограждения снабжаются доборными элементами: защитным козырьком, тротуаром, перилами, подкосами.
Технические условия по устройству инвентарных ограждений установлены ГОСТ 25407-73 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ".
2.19. Мобильные (инвентарные) здания на строительном генеральном плане размещаются с учетом:
- минимального состава зданий, включающих гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными: помещения для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и место для курения рабочих: устройство для мытья обуви, щиты со средствами пожаротушения;
- применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходовой частью;
- расположения на спланированной площадке в безопасной зоне с отводом поверхностных вод и максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих;
- оборудования электроосвещением, водопроводом, канализацией, электроотоплением, телефонизацией и радио;
- обеспечения подъезда пожарных автомобилей;
- оформления необходимыми надписями и указателями.
2.20. Механизация строительно-монтажных работ проектируется путем применения строительных машин, обладающих нормативным уровнем шума, выбросов отработанных газов, освидетельствованных соответствующими сертификатами.
Эксплуатация башенных кранов, отработавших два и более нормативных срока, а также, если наработка составила более 20 тысяч моточасов, не допускается.
2.21. При использовании грузоподъемных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:
- перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;
- защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;
- выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства строительно-монтажных работ.
Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение людей) при условии применения технических решений, исключающих возникновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомления проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к строительной площадке.
При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового кранового пути, производится расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разрабатывается специальный проект их перекрытия.
2.22. Освещение строительной площадки, участков работ, рабочих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток проектируется в соответствии с ГОСТом 12.1.046-85 "Нормы освещения строительных площадок". Освещенность проектируется равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлений на работающих. Строительное производство в неосвещенных местах не допускается.
2.23. В составе проектной документации должно предусматриваться оснащение строительных площадок пунктами мойки колес автомашин для предотвращения выноса грязи (грунта) на городскую территорию.
Конструктивное и технологическое решение моечных пунктов должно соответствовать предъявляемым требованиям (техническим, экологическим, санитарным и др.) и гарантировать исключение выноса грязи (грунта) колесами автомобилей на городскую территорию.
Прокладка, переустройство и ремонт инженерных сооружений,
коммуникаций и дорог
2.24. По объектам прокладки и реконструкции коммуникаций подготовка исходно-разрешительной документации осуществляется в соответствии с поручениями городской администрации.
2.25. По объектам капитального ремонта городских коммуникаций, инженерных сооружений и дорог основанием для разработки проектной документации и производства работ являются титульные списки, утвержденные руководителями префектур или первым заместителем Премьера Правительства Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства.
2.26. Для ремонта коммуникаций, сооружений и дорог, находящихся на балансе ведомственных организаций, необходимо решение руководителей данных организаций, утвержденное главами районных Управ или руководителями префектур административных округов.
2.27. Проекты на прокладку и переустройство подземных сооружений и коммуникаций разрабатываются в соответствии с утвержденными в установленном порядке схемами их развития, заданиями на проектирование, техническими условиями (заключениями) на инженерное обеспечение объектов строительства.
Срок действия технических условий - 3 года.
В пояснительных записках к проектам должны содержаться обоснования принятых решений в части определения сечения, направления трасс подземных сооружений, глубины их заложения и методов производства работ.
2.28. Рабочие проекты и рабочая документация, проекты организации строительства и производства работ на прокладку и переустройство подземных сооружений и коммуникаций разрабатываются только на топографических планах масштаба 1:500 или 1:200, изготовленных Мосгоргеотрестом, а также другими организациями, имеющими на эти работы лицензию и получившие разрешение Геонадзора г.Москвы на их выполнение. Топографические планы, изготовленные такими организациями, должны иметь штамп о проведении экспертизы Геонадзора г.Москвы.
На топографические планы наносятся существующие и ранее запроектированные подземные и наземные сооружения, красные линии, планировочные отметки и поперечные профили проектируемых проездов.
Срок действия топографического плана - 4 года с момента его изготовления.
2.29. Прокладка и переустройство подземных сооружений осуществляется открытым или закрытым способом. Целесообразность применения того или иного способа определяется проектом с учетом местных условий и экономической целесообразности.
В стесненных условиях существующей городской застройки, а также на улицах и площадях с усовершенствованным дорожным покрытием, интенсивным движением транспорта и пешеходов, способ прокладки определяется с участием заказчика, подрядчика и владельца территории или дороги с учетом заключения органов ГИБДД. При этом преимущество отдается закрытым способам (в щитовых тоннелях и коллекторах или в футлярах, проложенных способом продавливания).
2.30. Прокладка нескольких подземных коммуникаций на одной улице (проезде) в зависимости от назначения, технических возможностей и экономической целесообразности проектируется в специальных проходных коллекторах (кроме газопроводов) или совмещение в одной трассе.
На подходах к ТЭЦ, РТС, электроподстанциям, АТС и другим аналогичным сооружениям, от которых предусматривается вывод большого количества трубопроводов или кабелей, прокладка их, как правило, должна проектироваться в проходных коллекторах.
2.31. В отдельных случаях, как исключение, при соответствующем обосновании и согласовании проектной документации с Управлением инженерно-транспортного обеспечения Москомархитектуры, архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа, научно-исследовательским и проектным институтом (НИиПИ) Генплана г. Москвы на свободных от строительства территориях, а также в промышленных зонах и через железнодорожные пути, допускается наземная прокладка инженерных сетей на опорах.
2.32. Расположение инженерных сетей в плане и по высоте по отношению к зданиям и сооружениям, а также между собой, должно соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", Типового материала для проектирования 902-09-9.87 "Переходы трубопроводами водопровода и канализации под железнодорожными путями на станциях и перегонах и под автомобильными дорогами" и Временными нормами и правилами проектирования планировки и застройки г.Москвы (МГСН 1.01-97), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 12.08.1997 г. № 592.
2.33. При прокладке, перекладке или реконструкции нескольких подземных сооружений на одной строительной площадке (улице, проезде), независимо от их количества и принадлежности, разрабатывается комплексный проект, заказчиком которого выступает одна организация (единый заказчик). Во избежание повторных разрытий проезжей части улиц в проектах предусматривается устройство уходов подземных сооружений за пределы красных линий, прокладка которых будет проводиться в ближайшие 5 лет в соответствии с генеральными схемами развития инженерных сетей.
2.34. При разработке проектной документации для нового строительства, реконструкции и капитального ремонта проезжей части улиц, площадей, магистралей, а также инженерных коммуникаций, расположенных в зоне проектируемых дорожных работ, предусматривается:
2.34.1. Комплексность разработки проектов с учетом технического состояния действующих подземных и наземных инженерных сетей и сооружений, перспективного их использования и развития в течение гарантийных и нормативных сроков эксплуатации, но не менее 5 лет.
2.34.2. Обеспечение организации движения всех видов городского транспорта и пассажиров на основе согласованных с ГИББД схем. При осуществлении строительства в границах инженерно-транспортных сооружений (путепроводы, эстакады, транспортные и пешеходные туннели и др.) это требование является обязательным.
2.34.3. Недопустимость применения открытых методов прокладки городских коммуникаций по проезжей части и тротуарам улиц, магистралей и площадей с интенсивным движением транспорта в течение пяти лет после окончания их строительства, реконструкции или выполнения капитального ремонта дорожного покрытия, за исключением случаев вскрытия демонтажных люков при ремонте оборудования и устройств в подземных объектах метрополитена.
В исключительных случаях решение о досрочном вскрытии проезжей части или тротуаров улиц с интенсивным движением транспорта и пешеходов принимается Городской комиссией по упорядочению разрытий при производстве строительных работ на территории города Москвы.
2.34.4. Использование прогрессивных методов в проектных решениях и применение новых конструкций, материалов и изделий для прокладки и переустройства инженерных коммуникаций и подземных сооружений.
2.34.5. Применение преимущественно новых технологий, несвязанных с разрытием траншей (методы санации трубопроводов, протяжки внутри реконструируемых трубопроводов полиэтиленовых труб и т.п.), при реконструкции подземных коммуникаций для восстановления их работоспособности.
2.34.6. Закладку поперечных резервных каналов и труб перспективных прокладок в границах проезжей части для избежания повторных разрытий, а также конструктивные решения, позволяющие проводить последующие эксплуатационные, ремонтные и реконструктивные работы на коммуникациях без нарушения дорожной одежды, благоустройства территорий и зеленых насаждений.
2.34.7. Прокладку инженерных сетей от мест присоединения до объекта строительства до начала работ по нулевому циклу зданий и сооружений, за исключением случаев, специально оговоренных в проекте.
Примечания: 1. Запрещается прокладка газопроводов под железнодорожными мостами и путепроводами.
2. Использование инженерных сооружений железной дороги для прокладки городских коммуникаций допускается только с разрешения начальника Московской (Октябрьской) железной дороги.
3. Разработка проектной документации на капитальный ремонт дорожной одежды производится с учетом технических требований на ремонт дорожных покрытий магистралей, улиц и внутриквартальных территорий (ВН 02-94).
Проект на капитальный ремонт дорожного покрытия должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 21.1701-97 "Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог".
4. В отдельных случаях при малых объемах работ без нарушения бетонного основания допускается разработка проектов на капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог на топографических планах масштаба 1:2000.
2.35. Проектирование объектов в зонах расположения действующих линий метрополитена и переустройство существующих подземных сооружений при строительстве новых линий метрополитена выполняется с учетом требований, действующих нормативных документов, а также "Временных технических условий на проектирование и прокладку подземных инженерных коммуникаций в зоне расположения сооружений метрополитена в г.Москве".
2.36. В проектах организации строительства на прокладку подземных коммуникаций и сооружений предусматриваются мероприятия по очередности их переустройства, а также мероприятия, обеспечивающие сохранность наземных и подземных сооружений, объектов благоустройства и зеленых насаждений, расположенных в зоне строительства.
В составе проекта организации строительства разрабатывается общая схема работ (с нанесением на план в М 1:500) по прокладке временных и постоянных коммуникаций к строящемуся объекту с перечнем нарушенных объектов благоустройства (детские игровые площадки, автостоянки, зеленые насаждения и т.п.).
2.37. При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений, в местах наложения разрабатываемых выемок или отсыпаемых насыпей на охранные зоны существующих подземных и воздушных коммуникаций, а также подземных сооружений, при пересечении разрабатываемых траншей с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, обозначаются границы подземных сооружений и коммуникаций в соответствии с правилами и требованиями СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и перечисляются меры по обеспечению их сохранности с указанием документов, которыми они регламентируются.
Размещение (перемещение) грунта и отходов производства
2.38. Размещение и перемещение грунта на строительных объектах города Москвы, места складирования и вывоза грунта (почвы), строительного мусора, отходов производства определяются в строгом соответствии с действующим порядком в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 06.04.1999 г. № 259 и другими нормативными документами.
2.39. Объем необходимых исследований состава почвы и грунтов на стадии проведения изыскательских работ и проектирования определяется "Оператором системы грунт" (ОСГ) Государственного унитарного предприятия "Информационные технологии, инжиниринг и связь" (ГУП ИТС) в соответствии с кадастровой справкой, представляемой заказчиком в ГУП ИТС (ОСГ) не позднее, чем за один месяц до открытия ордера.
2.40. Растительный грунт, песок и песчаный грунт, завозимые на строительные объекты, должны иметь сертификаты качества и данные по радиационным, экологическим и агрохимическим характеристикам.
2.41. В целях предотвращения загрязнения городских территорий в состав проектной документации на объекты строительства и реконструкции включаются разделы по утилизации и переработке строительного мусора, возникающего при разборке строений, дорожного покрытия, демонтажа сетей и коммуникаций.
2.42. Строительные отходы от разборки и сноса промышленных предприятий, строений и других сооружений для определения мест их утилизации и возможности использования после переработки должны проходить экологическое обследование.
2.43. Места (полигоны) для складирования и вывоза строительного мусора, отходов производства, грунтов, непригодных к вторичному использованию, определяются ГУП ИТС (ОСГ) в зависимости от экологических и структурных характеристик с учетом мест расположения объектов.
2.44. При необходимости, районные Управы или префектуры административных округов по представлению ГУП ИТС (ОСГ) и при согласовании с заинтересованными организациями государственного надзора выделяют строительным организациям земельные участки для временного складирования грунта с обязательным условием содержания их в надлежащем виде и приведения в порядок после вывоза грунта.
2.45. Производство земляных работ планируется в соответствии с результатами лабораторных и инструментальных исследований почвы (грунтов) на участке строительства. В случае необходимости должны предусматриваться мероприятия по рекультивации грунта с утилизацией загрязненной почвы на согласованные с ГУП ИТС (ОСГ) места захоронения.
2.46. При разработке проектной документации на прокладку, ремонт и реконструкцию подземных коммуникаций и сооружений запрещается складирование грунта на проезжей части улиц, тротуарах, ухоженных газонах.
Производство работ в стесненных условиях городской застройки
2.47. Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и, соответственно, усиленные меры безопасности для работающих на строительном производстве и проживающего населения.
2.48. Особенности строительства (реконструкции) объектов, осуществляемого в стесненных условиях существующей городской застройки, отражаются при подготовке предпроектной документации, разрабатываемой в соответствии с Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
2.49. В целях обеспечения сохранности существующих зданий и сооружений, расположенных в зоне предполагаемого проведения земляных и строительных работ, заказчик (застройщик) обеспечивает обследование конструкций существующих строений для фиксирования их состояния до начала строительства и определения степени возможного влияния процесса проведения строительно-монтажных работ.
2.50. Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска.
2.51. Проектные организации в строгом соответствии с заданием на проектирование и с учетом заключений по обследованию зданий и сооружений в обязательном порядке предусматривают в проектах организации строительства специальные мероприятия по предотвращению деформаций, обеспечению прочности и устойчивости существующих зданий, строений и сооружений, непрерывному наблюдению за их состоянием (регулярные реперные съемки, установка маячков, усиление существующих конструкций, укрепление оснований и проектируемых котлованов).
2.52. Система инженерного мониторинга строящегося здания или сооружения и прилегающего к нему подземного пространства, а также окружающих строительную площадку зданий и сооружений разрабатывается с включением нескольких локальных подсистем, частично контролирующих и дублирующих друг друга: геодезические и визуальные наблюдения за деформациями окружающих зданий и сооружений, тоннельных конструкций (при необходимости), строящегося сооружения, грунтового массива; наблюдения за состоянием окружающей среды; наблюдения за гидрологическим режимом. Для каждой локальной подсистемой составляется рабочая программа, в которой отражаются объем и состав работ, обосновывается перечень измеряемых параметров.
(Измененная редакция)
2.53. В условиях реконструкции и при осуществлении строительства в стесненных условиях городской застройки организация площадки (трассы) строительства должна осуществляться на основе сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы) с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и при согласовании с органами управления в части землепользования, развития городской инфраструктуры сопредельных территорий.
2.54. При строительстве в районах сложившейся застройки и в непосредственной близости от эксплуатируемых сооружений метрополитена мелкого заложения проектным организациям запрещается использовать в проектах организации строительства ударный метод погружения свай, в том числе шпунтовых.
При применении свай, вибропогружаемых в грунт, учитывается необходимость пробных погружений свай с целью исключения недопустимых колебаний конструкций, окружающих строительную площадку зданий и сооружений.
2.55. При принятии решений по технологии и порядку выполнения работ по устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и вокруг существующих подземных сооружений и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выработках, предназначенных для устройства фундаментов и подземных сооружений.
2.56. В составе проектной документации в виде самостоятельного раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатываются технические, организационные и технологические решения по производству опережающих археологических изысканий, сохранению имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений, рекультивации земель, извлечению из грунта подземных коммуникаций, сооружений и металлического шпунтового ограждения.
2.57. В стесненных условиях городской застройки емкость складских помещений и площадь площадок для складирования рассчитывается на кратковременное хранение текущего запаса необходимых материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на строительную площадку в специальной таре и упаковке.
Строительные конструкции подаются в монтажную зону и монтируются с транспортных средств.
Не допускается складирование на строительной площадке длинномерных изделий (конструкций, прокат, лесоматериалы), а также материалов, отгружаемых навалом.
Укрупнительная сборка конструкций допускается в исключительных случаях при соответствующем техническом обосновании и разработке проекта специального монтажного оборудования для укрупнительной сборки и такелажных приспособлений, обеспечивающих проектное положение при монтаже укрупненных конструкций.
2.58. Проектная документация по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям, техническому обследованию зданий и сооружений, программы по мониторингу деформации подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.
2.59. Геотехническая экспертиза осуществляется НИИ оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова и Экспертно-консультативной комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при Правительстве Москвы.
Согласование и экспертиза проектной документации
2.60. Перечень организаций и порядок согласования проектной документации устанавливается Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
2.61. Проектная документация на прокладку (перекладку) инженерных коммуникаций к зданиям и сооружениям в пределах красных линий, включая и временные инженерные сети, согласовывается с институтом "Мосинжпроект" и эксплуатационными организациями. Проектная документация на прокладку газопроводов согласовывается с институтом "Мосгазниипроект".
2.62. Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных в зоне действующих линий метрополитена, на всех стадиях проектирования, включая проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР), согласовываются со службами Московского метрополитена, а в зоне проектируемых и строящихся трасс метрополитена - с институтом "Метрогипротранс".
2.63. Проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог и дорожно-транспортных сооружений, автостоянок, коллективных гаражей общего пользования, автозаправочных станций, станций технического обслуживания и других объектов автосервиса, а также на проведение работ, связанных с нарушением дорожной одежды, изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов, согласовывается с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения (УГИБДД).
2.64. Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных в зоне Московской (Октябрьской) железной дороги, на всех стадиях проектирования согласовываются с руководством дороги, а в зоне проектируемых железных дорог - и с институтом Мосгипротранс.
2.65. Главное управление охраны памятников г.Москвы согласовывает задания и проекты планировки исторических территорий г.Москвы, имеющих памятники истории и культуры, задания и проектную документацию на все объекты, расположенные в зоне регулирования застройки (в границах Камер-Коллежского вала), а также на территории зон охраны памятников архитектуры и садово-паркового искусства (охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта) за пределами Камер-Коллежского вала.
Проектная документация по памятникам истории, культуры и архитектуры, а также по объектам, расположенным в зонах охраны памятников, утверждается ГУОП г.Москвы.
При проведении земляных и строительных работ ГУОП г.Москвы согласовывает мероприятия по обеспечению сохранности памятников, включая археологические объекты.
2.66. Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве рассматривает предпроектную и проектную документацию на все объекты капитального и некапитального (временного) строительства на территории г.Москвы, в том числе объекты реставрации и капитального ремонта.
Результатом рассмотрения является выдача соответствующих заключений либо по установленной форме, либо на бланке учреждения за подписью главного врача (его заместителя).
Заключения по некапитальным (временным) зданиям и сооружениям выдают ЦГСЭН в административных округах.
2.67. Согласования стройгенпланов осуществляют ЦГСЭН в административных округах (в отдельных случаях стройгенпланы согласовываются ЦГСЭН в г.Москве). По стройгенпланам выдается заключение по установленной форме и делается запись на графическом материале. Стройгенпланы на подготовительный период строительства могут согласовываться до рассмотрения утверждаемой части проекта строительства при наличии положительного заключения по исходно-разрешительной документации (согласовании градостроительного заключения). Стройгенпланы на основной период работ рассматриваются только после согласования утверждаемой части проекта.
2.68. Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода) рассматривает и дает заключение на весь комплект проектной документации.
Процедура экспертного рассмотрения проектной документации определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Заключения Москомприроды и Заключения государственной экологической экспертизы содержат оценку соответствия материалов экологическим требованиям и действующей нормативно-инструктивной документации.
Примечание: Не требуется согласования проектной документации на реконструкцию и ремонт подземных сооружений и коммуникаций без изменения их технических характеристик.
2.69. Для производства работ в зоне зеленых насаждений Отделом согласований и выдачи порубочных билетов Москомприроды оформляются разрешения на вырубку и пересадку зеленых насаждений.
При этом к рассмотрению от заказчика принимаются следующие документы:
- сопроводительное письмо от заказчика (генерального подрядчика);
- постановление Правительства Москвы или распоряжение префекта административного округа;
- договор аренды (при новом строительстве);
- положительное заключение Москомприроды (либо заключения ГЭЭ) на проектные материалы;
- дендроплан (стройгенплан), согласованный с юридическим владельцем территории;
- перечетная ведомость зеленых насаждений;
- договор со специализированной организацией на пересадку и вырубку зеленых насаждений и восстановление взамен утраченных при пересадке в течение 1 года;
- в случае компенсации ущерба за уничтожаемые зеленые насаждения в денежной форме - копии платежного поручения об оплате компенсационной стоимости вырубаемых зеленых насаждений в соответствии с Методикой оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 14.05.1999 Г. № 490-РМ;
- при компенсации заказчиком вырубаемых зеленых насаждений в натуральной форме - согласованный с Москомприродой проект компенсационного озеленения.
На основании полученных документов Отдел согласования и выдачи порубочных билетов выдает заказчику разрешение на вырубку и пересадку зеленых насаждений (порубочный билет на бланке установленного образца).
Срок действия порубочного билета устанавливается Москомприродой в зависимости от объема проводимых работ, но не более 2 лет.
2.70. Проектная документация на все виды подготовительных, земляных и строительных работ, установку нестационарных (некапитальных) строений, сооружений и объектов в обязательном порядке подлежит рассмотрению в Отделе подземных сооружений Мосгоргеотреста для выдачи технического заключения.
2.71. Предоставляемая в ОПС документация должна содержать:
- топографический план М 1:500 или 1:200;
- профиль коммуникаций и линейных сооружений или разрез подземной части зданий с данными о гидрогеологических условиях строительства.
Примечание: Проекты выноса газопроводов протяженностью до 10 метров при отсутствии пересечения трассой газопроводов инженерных коммуникаций выполняются эскизно без геоподосновы и согласовываются ОПС без проектных профилей. В этом случае в проекте указывается абсолютная отметка заложения газопроводов;
- основные конструктивные чертежи строящегося объекта;
- технические решения по обеспечению сохранности зданий и сооружений, инженерных коммуникаций и археологических объектов, расположенных в зоне строительства.
2.72. В необходимых случаях ОПС привлекает к рассмотрению проектной документации эксплуатационные организации г.Москвы, министерств и ведомств или запрашивает у них информацию по интересующему вопросу.
ОПС имеет право потребовать представления от эксплуатационных организаций подземных коммуникаций дополнительных согласований, если это связано с необходимостью обеспечения сохранности действующих коммуникаций и сооружений.
2.73. При возникновении разногласий между проектными и согласующими организациями в части планового и высотного положения запроектированных коммуникаций и подземных сооружений, элементов городских проездов, несоответствия действующим красным линиям и планировочным красным отметкам основных конструктивных решений, несоблюдения безопасных методов производства работ вопрос решается Москомархитектурой и ОПС.
2.74. Рассмотрение и выдача технического заключения проектной документации производится в течение 10 дней после сдачи полного комплекта требуемых документов. Техническое заключение по проектной документации действительно в течение 4 лет (геоподоснова). На объекты капитального ремонта дорог заключение ОПС действительно в течение 1 года.
2.75. После согласования проектной документации эксплуатационными организациями срок действия ранее выданных ими технических условий на инженерное обеспечение объектов строительства считается продленным на 3 года. После начала строительства технические условия действуют на период нормативного срока строительства.
2.76. Проекты строительства, рабочие проекты (утверждаемая часть), проекты застройки территории подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Российской Федерации, города Москвы и Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
2.77. Государственная экспертиза проектной документации по объектам на территории Москвы производится Мосгосэкспертизой.
При необходимости Мосгосэкспертиза может направлять отдельные разделы проектной документации в специализированные организации (ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, НИИЖБ, МосжилНИИпроект, НИИМосстрой, ГУП НИИОСП им. Н.М. Герсеванова и др.).
(Измененная редакция)
2.78. Геотехническая экспертиза проектной документации с устройством подземных сооружений глубиной свыше 5 метров, а также оснований, фундаментов и заглубленных частей всех зданий и сооружений в сложившихся районах города, проводится в обязательном порядке и осуществляется с привлечением специализированного института ГУП НИИОСП им. Н.М. Герсеванова.
При расположении объектов в зоне сооружений метрополитена экспертиза проектной документации дополнительно выполняется АО «Метрогипротранс» и научно-исследовательским центром «Тоннели и метрополитены» АО «ЦНИИС».
(Измененная редакция)
2.79. Экспертизу промышленной безопасности проектной документации на строительство подземных объектов, сооружаемых закрытыми способами (щитовой проходкой, продавливанием стального футляра, проходкой штолен и вертикальных стволов, горизонтальным бурением), а также на строительство и реконструкцию газопроводов осуществляют организации, имеющие лицензии на проведение экспертизы, выданные Госгортехнадзором России.
(Измененная редакция)
2.80. Комплексное положительное заключение Мосгосэкспертизы является окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными и подрядными организациями и служит основанием для оформления Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) Разрешения на производство строительно-монтажных работ в соответствии с порядком, установленным Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве и другими нормативными документами, регулирующими деятельность инспекции Госархстройнадзора.
Разработка проектов производства работ (ППР)
2.81. Подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации, детальное ознакомление с условиями строительства, разработку проектов производства работ на вне - и внутриплощадочные подготовительные работы, возведение зданий, сооружений и их частей, а также выполнение самих работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и требований по безопасности труда.
2.82. Исходными материалами для разработки проекта производства работ должны служить:
- задание на разработку;
- проект организации строительства;
- необходимая рабочая документация;
- условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, использования строительных машин и транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям, производственно-технической комплектации и перевозки строительных грузов;
- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции.
2.83. Состав и содержание проектов производства работ должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" (приложение 4).
2.84. Проекты производства работ разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ проекты производства работ разрабатываются организациями, выполняющими эти работы.
Проекты производства работ по заказу генеральной подрядной или субподрядной строительно-монтажной организации могут разрабатываться проектными, проектно-конструкторскими организациями, а также проектно-технологическими трестами (институтами).
2.85. Проект производства работ утверждается руководителем генеральной подрядной строительно-монтажной организации, а по производству монтажных и специальных работ - руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованию с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.
2.86. Проект производства работ является основным документом, организующим производство работ в соответствии с технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ; обеспечивает моделирование процесса, прогнозирование возможных рисков, определение оптимальных сроков строительства, необходимых ресурсов и оборудование стройплощадки.
2.87. Стройгенплан является одним из основных документов ППР. Содержит необходимые проектные решения и расчеты по организации и оборудованию стройплощадки, привязке основных строительных машин и механизмов, организации движения, размещению временных зданий и сооружений, сетей инженерного обеспечения и освещения стройплощадки, инженерные решения по охране труда, пожарной безопасности, экологии, сохранности прилегающих зданий и сооружений.
2.88. Календарные графики строительства - представляют собой организационно-технологические модели в виде линейных и сетевых графиков строительства. Служат основой для планирования сроков строительства объекта, движения финансовых средств, материально-технических ресурсов и рабочей силы во времени. Позволяют прогнозировать возникновение рисков.
2.89. В составе ППР разрабатываются схемы привязки грузоподъемных механизмов, схемы строповок грузов, технологические карты (схемы) по видам работ, проекты размещения временных зданий и сооружений, прокладки сетей инженерного обеспечения стройплощадок, конструктивные чертежи оснастки и приспособлений, креплений подъемников, схемы организации безопасного движения автотранспорта, мероприятия по технике безопасности, экологической безопасности, документация по контролю качества и др.