....На данный момент в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась ситуация, когда 77% граждан платят за ЖКУ исправно. Еще 11% граждан оплачивают полученные квитанции в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% — в течение полугода. Еще 2,5% составляют маргинальные граждане, считающие жилищно-коммунальные услуги общественным благом. Оставшиеся 2,5% жителей России действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации, не дающей им возможности оплачивать счета. При этом социально не защищенные…На данный момент в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась ситуация, когда 77% граждан платят за ЖКУ исправно. Еще 11% граждан оплачивают полученные квитанции в течение слои населения (пенсионеры и инвалиды) составляют всего 0,2% от всех должников.
…
По словам Николая Николаева, директора Центра независимого мониторинга исполнения указов президента ОНФ «Народная экспертиза», задолженность за жилищно-коммунальные услуги с 2006 года выросла троекратно, это уже 130 миллиардов рублей (по экспертным оценкам, 190 миллиардов рублей), причем увеличилась она прямо пропорционально росту стоимости услуг. Отчасти проблема в бедности населения, которое не справляется с ростом стоимости ЖКУ, отчасти — в возросшей финансовой грамотности. Средний потребительский кредит обходится гражданину в 30% годовых, а «прокредитоваться» за счет услуг ЖКХ стоит всего 8,5% — именно столько составляет пени за неуплату.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложило поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые подразумевают рост пеней с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас для целей начисления штрафов и пеней она составляет 8,25% годовых) в день до 1/170 ставки рефинансирования. Это значит, что должники обязаны будут выплачивать своим УК 17,7% годовых от неуплаченных сумм. Проценты должны начисляться с 91-го дня просрочки.
«Такие штрафы будут выплачиваться не только гражданами, но и всей цепочкой поставщиков коммунальных услуг, — объясняет Андрей Чибис. — Я считаю, что этот штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь, по сути, неуплата есть кредит неплательщику».
Часть УК вообще остается в «серой» плоскости, а те, кто действительно работает «вбелую», не имеют рычагов давления на неплательщиков: отключить многоквартирный дом от тепла или воды невозможно. Собирать платежи — дело долгое и затратное, для которого требуется огромный штат дополнительного персонала. Кроме того, собранные деньги вместе с пенями все равно уйдут РСО.
Страдают в такой ситуации все: добросовестные плательщики (которых большинство) не получают полного объема услуг, УК не имеют средств и возможности системно развивать свой бизнес, РСО страдают от кассовых разрывов. Кроме того, недобор средств одного периода включают в тариф на следующий период, и в итоге добросовестные плательщики начинают оплачивать услуги за недобросовестных соседей.
Выгоду же получают должники (после банкротства УК их долги списываются) и, конечно, некоторые УК — они могут выводить деньги из отрасли и, во всем обвиняя жильцов и недобросовестные РСО, оказывать некачественные услуги, ссылаясь на нехватку денег.
В начале весны Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложило перевести взаимоотношения жителей и ресурсоснабжающие организации на форму прямых договоров. Вопрос этот неоднозначен, хотя многие РСО выступают в поддержку такой идеи. Прямые договоры могут решить проблему недобросовестных управляющих организаций. РСО, в свою очередь получат возможность влиять на конечного получателя услуг. Таким образом, платежная дисциплина будет в их власти, и обвинять недобросовестные УК они не смогут.
Прямые договоры и рост платежной дисциплины – логичный способ хотя бы отчасти стабилизировать ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие организации смогут спокойно управлять жилищным фондом, а коммунальщики – сосредоточится на модернизации инфраструктуры.