Шадаев: ЕТК должна быть удобна для пассажиров и выгодна для перевозчиков
Проезд в общественном транспорте в Московской области с 1 февраля будет осуществляться с помощью единой транспортной карты «Стрелка». Этот проект должен облегчить жизнь пассажирам и сократить бюджетные издержки в системе оплаты проезда. О том, как будет работать карта, а также о доступности интернета и мобильной связи в регионе, перспективах использования соцкарт жителями Подмосковья и платных парковках, в интервью РИАМО рассказал министр государственного управления, информационных технологий и связи Максут Шадаев.
- Максут Игоревич, уже совсем скоро жители региона начнут использовать ЕТК. Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот проект?
- Власти Подмосковья, ГУП «Мострансавто» и ОАО «УЭК» 25 ноября подписали трехсторонний инвестиционный договор о внедрении единой транспортной карты. Она будет действовать на всех видах общественного транспорта. Жители Подмосковья выбрали название для ЕТК - «Стрелка».
Карта будет продаваться во всех автобусах у кондуктора или водителя, а также в кассах «Мострансавто». Что важно, проезд по ней для пассажира будет дешевле, чем покупка билета в салоне автобуса - разница в стоимости может составить до 25%. Пополнить карту можно будет как наличными, так и с помощью банковской карты примерно в 6 тысячах точек распространения по всей области. Также для телефонов на платформе Android, Windows или iOS подготовлено приложение, с помощью которого можно будет выбрать нужную остановку, купить билет и показать контролеру QR-код. С 1 февраля эта опция тоже должна заработать.
- Долго решался вопрос внедрения турникетов. В итоге остановились на кондукторах. Есть ли вероятность того, что вход в автобусы будет осуществляться все-таки через турникеты?
- Турникеты – это ключевой вопрос с ЕТК. На сегодняшний день на автобусах работают кондукторы. Для нас важно отказаться от такой системы оплаты и перейти на безналичный расчет, который позволит ГУП «Мострансавто» сэкономить на такой «армии» людей. При этом если не вводить турникеты и убрать кондукторов, то есть риск сокращения выручки. Важно найти компромисс между удобством для жителей и выгодой для «Мострансавто». Мы очень ждем от пассажиров замечаний и предложений по работе «Стрелки», присылать их можно на адрес info@strelkacard.ru.
Это такой эмпирический процесс: мы увидим падение выручки, поймем, сколько контролеров должно быть, чтобы избежать падения. Поймем, может ли бюджет справиться с этими тратами, и если не сможет, то будет рассматривать вопрос установки турникетов. Но по сути пока еще не ясно: любо кондукторы останутся, либо половина будет уволена, другая станет контролерами, и будет введена жесткая система контроля безбилетного проезда с высокими штрафами, либо все-таки установим турникеты.
- Не планируете сделать автобусные остановки комфортнее для пассажиров?
- Компания Lenovо вышла с предложением оборудовать остановки табло, которые показывали бы рекламу и расписание автобусов. В Москве это делается из бюджета, у нас же, к сожалению, таких средств пока нет. В 2015 году мы надеемся договориться о совместном бизнес-проекте. Обсуждаются те остановки, где большая пропускная способность и где можно гарантировать сохранность оборудования. Мы думаем, что таких остановок может быть порядка 1 тысячи из 6-7 тысяч остановок, которые есть в регионе.
«Яндекс» уже работает с нашими данными и показывает прогноз прибытия автобуса. Также они предлагают сделать службу заказа такси и службу помощи при аварии на дорогах.